Китайский взгляд на диалог между цивилизациями
Человеческую историю часто рассматривают как историю войн и мира, но это поверхностное проявление более глубокого процесса: выражения поляризованных энергий, лежащих в основе видимых событий. С нашей обычной точки зрения мы можем воспринимать циклические результаты этих основных процессов только в терминах боли и радости, смерти и жизни, поражения и победы, краха и подъема. В нашей жизни и в жизни наших стран мы подобны рыбам, плывущим по подземным рекам, ограниченным границами, которые мы не видим, по мере того, как мы приближаемся к целям, которые мы не можем предсказать.
Чтобы понять цивилизацию и ход человеческой истории, нам нужно научиться видеть более полную картину, включающую эти мощные, лежащие в ее основе силы. Только таким образом мы сможем обеспечить стабильность и баланс в мире, существование которого с каждым днем становится все более раздробленным и ненадежным.
Человеческие общества, похоже, превратились из небольших групп в более крупные: расширенные семьи, деревни и кланы превратились в города, города-государства, страны и империи. Члены семьи могут ссориться друг с другом, но когда на семью нападают извне, они склонны объединяться. То же самое верно и в более широком масштабе. Внутренние конфликты обычно трансформируются в сотрудничество при столкновении с внешними силами. Принцип, управляющий такими союзами, заключается в том, что борющиеся стороны объединяются по принципу сходства более высокого порядка, которое может гармонизировать их различия — или позволить выразить гармонию, которая потенциально существует между ними.
Что может обеспечить этот порядок более высокого уровня и позволить проявиться этому потенциалу гармонии? Единая мировая религия? Политический единый мировой порядок? Какой-то вновь открытый гуманизм? Для того, чтобы что-то из этого восторжествовало, нужна ли какая-то сила? В Китае период враждующих государств закончился, когда династия Цинь (221–206 гг. до н. э.) одержала верх над всеми остальными, которые не могли успешно сотрудничать в обороне, не за счет заключения союзов, а за счет того, что была лучшей в завоеваниях. Но династия Цинь, какой бы безжалостной и эффективной она ни была, едва пережила смерть первого императора Цинь. Таким образом, мы видим, что объединение только силой не дает особых мотивов для сохранения единства, когда возникают другие варианты.
Нам нужно обратиться к более высокому порядку, чтобы найти устойчивую мотивацию. Человечество живет под тем же солнцем и луной, что и все остальные существа на земле. Все они подчиняются одним и тем же универсальным закономерностям природы. Эти естественные закономерности являются основным, общим наследием всех существ. Человеческие общества подобны колониям насекомых, живущим в саду. Если сад будет уничтожен, ни одной из колоний негде будет жить. Другими словами, ключ к обретению общей и гармоничной жизни лежит не в поиске того, что может обеспечить единство или гармонию извне, а в поиске того, что может привести к реализации единства и гармонии, которые уже присутствуют внутри, под внутренним миром. поверхность конфликта.
Идеал жизни в гармонии с природой стар, но что он означает и какой вклад он может внести? За несколько тысяч лет, внимательно наблюдая за изменениями в природе и человеческом обществе, мудрецы Китая разработали систему описания закономерностей, общих для всех видов трансформаций. Они известны как теория Инь-Ян и теория пяти элементов. Первый описывает статические конфигурации полярностей в природе; последний описывает закономерности динамической трансформации и взаимодействие между модусами изменений.
На протяжении длительного периода развития китайской цивилизации эти две концепции проникли во все аспекты китайской жизни и искусства и сформировали основу традиционных естественных, социальных и политических наук. Китай, одна из старейших непрерывно существующих цивилизаций в мире, по-прежнему сохраняет сильное присутствие. Этот факт во многом обязан преобладанию этого традиционного подхода и пониманию того, что человеческая жизнь является таким же выражением природы и естественных закономерностей, как и любой другой вид жизни.
Теория Инь-Ян утверждает, что каждое явление является проявлением диаметрально противоположных сил, называемых Инь и Ян. Эти термины можно применить к любым полярным качествам: войне и миру, разладу и гармонии, печали и радости, переменам и покою. На самом высоком или наиболее абстрактном уровне их можно рассматривать с точки зрения Проявленного и Непроявленного. В любой поляризованной ситуации силы находятся в одинаковых динамических отношениях: они сдерживают друг друга, усиливают друг друга и трансформируются друг в друга. Это выражено в известной диаграмме Тай Цзи, которая показывает взаимосвязь между Инь и Ян в круговой (а не линейной) форме.
Диаграмма применима на любом уровне существования или анализа: атом, нить ДНК, клетка, человек, дом, страна, планета, солнечная система или галактика. Эта диаграмма также показывает, что трансформация происходит постепенно и плавно, а не внезапно или резко. Вместо мгновенного разворота всегда сначала происходит тонкое внедрение дополнительной силы или энергии. Всегда существует процесс поиска динамического равновесия. Но когда несоответствие между поляризованными энергиями достигает своего предела и система становится неуравновешенной, возникающая в результате адаптация имеет тенденцию быть сильной и может оказать серьезное воздействие на все живые существа внутри системы.
Применяя теорию Инь-Ян к человеческому обществу, мы видим, что правительства, режимы и администрации представляют собой аспект Ян. Они динамичны, общительны и постоянно меняются. У общества также есть аспект Инь: это культура. Например, на протяжении всей истории Китай часто сталкивался с вторжениями с севера и дважды находился под властью северных завоевателей — монголов и маньчжуров. Но в конечном итоге завоеватели были поглощены китайской культурой. Режимы и династии приходят и уходят; Китай остается. Это влияние Иньского аспекта китайской культуры, которая всегда была ориентирована на влияние природных закономерностей и реагировала на них.
Самобытность китайского народа основана на китайской культуре, а не на каком-либо режиме или династии. Даже массовые усилия прошлого столетия по подавлению и искоренению традиционной культуры и даже таких особенностей, как центральное место конфуцианского мышления, оказались совершенно безуспешными в вытеснении фундаментальных культурных традиций. Эта устойчивость демонстрирует силу аспекта Инь.
Подобные модели стойкости перед лицом завоеваний можно увидеть в Европе: восстановление местных культур перед лицом имперских завоеваний и в то же время интеграция имперских моделей в качестве общего культурного наследия, которое позволяло продолжать общение и координацию. Подобно китайским династиям, европейские имперские государства приходили и уходили, просуществовав несколько столетий, а затем их сменили другие. Однако местные европейские культуры сохранялись на протяжении тысячелетий, развиваясь в соответствии со своей собственной природой.
Человеческие страдания часто связаны с чрезмерным доминированием аспектов Ян. Но такое господство преходяще. Когда он достигает своего пика, земля под ним смещается и появляется что-то новое. На данный момент США достигли превосходства. Кто может сказать, каково будет ее положение еще через столетие?
В первой половине прошлого века над Британской империей никогда не заходило солнце, и до 1940 года трудно было представить, что оно когда-либо зайдет. Но важно отметить, что Британская империя не была захвачена ни одной из противостоявших ей стран. Вместо этого его мировое положение изменилось благодаря корректировке энергий Инь и Ян.
Размышляя о цивилизациях, очень важно помнить о важности этого баланса. И особенно важно распознавать аспект Инь, поскольку внимание человека так легко захватывается поверхностной энергией аспекта Ян. Несмотря на всю пышность режимов и войн, мы не должны упускать из виду устойчивость и истинную силу наших культур.
Человеческая склонность сосредотачиваться на Ян и забывать Инь обусловлена нашей склонностью к линейному мышлению. Линейное — фрагментарно; полная форма круглая. В линейном мышлении существует конкретная односторонняя последовательность причин и следствий, начало и конец. В круговом мышлении связь между причиной и следствием или началом и концом более гибкая. Каждая причина порождает следствие, а каждое следствие, в свою очередь, порождает другую причину.
С более линейной точки зрения, если мы выносим мусор из дома, мы думаем, что он исчез навсегда. Если мы искореним терроризм в регионе, мы думаем, что терроризм исчезнет навсегда. Но то, что уходит, так или иначе возвращается. Вот почему линейное мышление неэффективно и дает неполные результаты, что, в свою очередь, может вызвать еще больше проблем. Единственный вид эффективного мышления основан на видении законченных форм, в которых одновременно присутствуют и учитываются аспекты Инь и Ян.
Люди склонны подвергать риску другие живые существа ради того, что они считают своим выживанием. Однако все живое и системы на этой планете являются частями единого великого организма. Это вызвало огромные проблемы в окружающей среде. Опять же, причиной такой ситуации является человеческая склонность к линейному мышлению. Забота о благополучии всей планеты стала неотложной задачей. Люди часто думают, что негативное воздействие деградации окружающей среды находится далеко, в пространстве или времени, поэтому они чувствуют себя в безопасности, игнорируя проблему. Но в каком масштабе измеряются «далеко» и «близко»? Негативные последствия, такие как вымирание, которые для человека далеки, могут быть очень близкими для среды обитания, которая сократилась до крошечной доли своей первоначальной популяции. Вот почему мы должны видеть аспекты Инь и Ян в каждой ситуации, каждой системе и каждом действии.
В разных масштабах все страны Латинской Америки и Карибского региона пытались добиться большего политического, экономического и военного присутствия, но лишь для того, чтобы еще больше запутаться в бедности и долгах. Но в культурном смысле они по-прежнему обладают большим изобилием и множеством сильных сторон, каждая из которых коренится в их аспекте Инь. В Северной Америке и Европе большая часть Янского аспекта доминирования посредством денег, власти, централизованного планирования и масштабного развития будет иметь серьезные человеческие, политические и экономические последствия на долгие годы вперед.
Чтобы уравновесить это, мы должны сосредоточиться на сохранении и поддержке наших региональных и местных культур. Мы должны укреплять силу семьи, а не силы государства; племенная и местная сплоченность, а не международные амбиции; местное сельское хозяйство и производство, а не массовый агробизнес; и сохранение окружающей среды, а не эксплуатация ресурсов. Таким образом, Инь и Ян достигнут лучшего баланса, а человеческие социальные взаимодействия будут отражать это восстановленное равновесие.
На протяжении всей китайской истории взлет и падение династий прослеживали динамическое взаимодействие сил Инь и Ян — и Инь всегда преобладала, восстанавливая баланс и сохраняя силу. Я надеюсь, что этот взгляд на китайскую культуру и опыт может иметь некоторое отношение к жизни людей в Латинской Америке и во всем мире. В этот поворотный момент человеческой истории мы должны осознать важность уважения естественных закономерностей и принципов. Это ключ к надежде на создание и поддержание гармоничных отношений между человеческими сообществами. Нам нужно найти свою силу в непреходящих сокровищах культуры, а не в поисках временного господства.
Автор: Шан-Тунг Су (Shan-Tung Hsu)
Источник: www.bluemountainfengshui.com/
Эта статья является письменным вкладом в конференцию «Диалог между цивилизациями», состоявшуюся в Каракасе, Венесуэла, 13–16 ноября 2001 г. при поддержке ЮНЕСКО и Экономической системы Латинской Америки.